Публикация статей как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов ДОУ

Опубликовано: 23.01.2017

Многие обыватели считают профессию воспитателя «недалёкой»: дескать, большого ума не надо детям носы подтирать. Почему сложилось такое мнение? В 80-е годы в детские сады пришло много случайных людей – тех, которые «отсиживались» на сменной работе, умудрялись вязать, читать книги и газеты вместо того, чтобы заниматься с детьми. Даже не все из них были педагогами, ведь сады открывались, людей не хватало, были рады инженерам, технологам. В группы набирали по 40 детей – здесь не личностного общения: делаем вместе, «как я». Потом была перестройка, детские сады закрывались, воспитатели уходили в другие профессиональные области. Сейчас многое изменилось. Правительство рассматривает дошкольное детство как «национальный» ресурс, позволяющий решить проблемы социального и экономического развития страны». Его называют начальной ступенью образования.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

* четкое видение современных задач дошкольного образования;

* ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

* гуманная педагогическая позиция;

* умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

* проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

* умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

* умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;

* умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;

* способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [3. С. 4]

На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.

Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы.

Анализ педагогической практики показывает, что сегодня инновационный процесс в ДОУ характеризуется рядом проблем:

* низким уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности,

* преобладанием административно-командных методов управления, недостаточной гибкостью и динамичностью, нечувствительностью к сбоям и низкой прагматичностью,

* неразвитостью горизонтальных связей, слабой дифференциацией уровней управления,

* формальной включенностью педагогов в реальное управление учреждением, процесс принятия решения,

* низкой интеграцией специалистов на межпредметной и междеятельностной основах,

* отсутствием системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса и, в первую очередь, детей.

К сожалению, нельзя в одночасье изменить сложившуюся ситуацию и решить все проблемы. Мне кажется, что начать стоит с малого. Начать нужно каждому с себя. Важно осознать, что каждый из вас профессионал, способный заявить о себе и поделиться своим опытом. Особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения, его саморазвитию, а также развитию профессионального и творческого потенциалов.

Программа повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов должна включать:

* диагностико - развивающую работу с педагогами психолога;

* методическую и информационную поддержку учителей;

* организацию обмена опытом работы;

* организацию и помощь в самообразовании.

Хотелось бы остановиться именно на организации обмена опытом работы.

В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».

Именно поэтому, мы можем констатировать актуальность озвученной темы. Ведь именно написание статьи поможет проанализировать свою работу, структурировать имеющийся опыт и поделиться им со своими коллегами. Кроме того, при написании статей и другой научно-исследовательской деятельности приходится углубленно изучать материалы по определенной теме, что способствует повышению профессионального уровня педагога.

Краткий план работы над статьей

1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.

2. Составьте подробный план построения статьи.

3. Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.

4. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.

5. Поработайте над названием статьи.

6. В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.

7. Составьте список литературы.

8. Сделайте выводы.

9. Напишите аннотацию (если необходимо).

10. Проведите авторское редактирование.

11. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.

Принципы ясного изложения статьи

1. Всегда используйте минимальный набор средств (понятий, обозначений, пояснений), достаточный, чтобы Вас поняли. Этот принцип продумывания изложения относится как к статье в целом, так и к любым её частям, вплоть до отдельных предложений. Старайтесь дойти до раскрытия основной мысли кратчайшим путём.

2. Фразы должны быть короткими. В каждой фразе должна быть ровно одна мысль. В русской фразе (кстати, как и в английской) самое важное слово, значимость которого хочется подчеркнуть особо, ставится последним.

3. Формальное изложение (гипотезы, определения, леммы, теоремы, следствия, замечания) должно перемежаться неформальными пояснениями, интерпретациями, замечаниями, примерами, апеллирующими к интуиции и здравому смыслу. Однако оформляться это должно так, чтобы читатель сразу понял: «вот тут закончились доказательства и начались интерпретации».

4. Изложение основной части должно быть структурировано, то есть разбито на блоки (параграфы, разделы). Каждый блок должен решать более-менее обособленную задачу. В начале блока должно быть объявлено, зачем она решается, и почему она решается именно так. Чтобы ответить на вопрос «зачем», надо вспомнить общую цель всего исследования. Чтобы ответить на вопрос «почему так», надо сделать обзор литературы. Каждый раздел, независимо от уровня и объема, строится по одному и тому же сценарию. В начале неформально объясняется постановка задачи и её роль во всем исследовании (или в объемлющем разделе). В заключении неформально объясняется, что получилось, и как это интерпретировать. Если в следующих разделах полученный результат будет улучшен, об этом стоит упомянуть. Средняя часть может быть целиком формальной.

5. Важный принцип: изложение в целом должно быть понятным, если средние части во всех разделах целиком опустить.

6. Каждая следующая фраза должна логично вытекать непосредственно из предыдущей (или нескольких предыдущих Следить за линейной логикой изложения на порядок менее утомительно, чем за перескоками с темы на тему. Резкая смена темы должна оформляться в явном виде как новый параграф, раздел, подраздел. Любой термин или обозначение должны быть введены до первого использования, даже если они общеупотребительны. Это вроде бы очевидно, но по неопытности трудно уследить за каждой закорючкой, особенно, когда текст многократно переделывается.

7. Самое сложное – точность передачи мысли. От автора требуется хорошее владение как техническим, так и литературным языком. От автора также требуется изрядная изобретательность. Автор имеет полную свободу выбора — какие понятия и определения ввести, чтобы дальнейшее изложение было максимально удобным и понятным. В то же время, избегайте вводить новые термины, если в литературе известны их аналоги. Делайте это лишь в крайнем случае, не плодите термины без необходимости. Старайтесь не употреблять слишком абстрактных глаголов является, имеется, позволяет, поддерживает, применяется, и т.п. Это легкомысленная расточительность такого ценного ресурса, как глаголы. Ведь в каждой фразе глагол только один.

8. В конце работы над статьёй запланируйте посвятить целый день многократному внимательному прочтению своего труда.

 

В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова:

«Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога».

Консультация для педагогов

«Публикация статей как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Многие обыватели считают профессию воспитателя «недалёкой»: дескать, большого ума не надо детям носы подтирать. Почему сложилось такое мнение? В 80-е годы в детские сады пришло много случайных людей – тех, которые «отсиживались» на сменной работе, умудрялись вязать, читать книги и газеты вместо того, чтобы заниматься с детьми. Даже не все из них были педагогами, ведь сады открывались, людей не хватало, были рады инженерам, технологам. В группы набирали по 40 детей – здесь не личностного общения: делаем вместе, «как я». Потом была перестройка, детские сады закрывались, воспитатели уходили в другие профессиональные области. Сейчас многое изменилось. Правительство рассматривает дошкольное детство как «национальный» ресурс, позволяющий решить проблемы социального и экономического развития страны». Его называют начальной ступенью образования.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

* четкое видение современных задач дошкольного образования;

* ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

* гуманная педагогическая позиция;

* умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

* проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

* умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

* умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;

* умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;

* способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл деятельности педагога.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [3. С. 4]

На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей.

Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы.

Анализ педагогической практики показывает, что сегодня инновационный процесс в ДОУ характеризуется рядом проблем:

* низким уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности,

* преобладанием административно-командных методов управления, недостаточной гибкостью и динамичностью, нечувствительностью к сбоям и низкой прагматичностью,

* неразвитостью горизонтальных связей, слабой дифференциацией уровней управления,

* формальной включенностью педагогов в реальное управление учреждением, процесс принятия решения,

* низкой интеграцией специалистов на межпредметной и междеятельностной основах,

* отсутствием системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса и, в первую очередь, детей.

К сожалению, нельзя в одночасье изменить сложившуюся ситуацию и решить все проблемы. Мне кажется, что начать стоит с малого. Начать нужно каждому с себя. Важно осознать, что каждый из вас профессионал, способный заявить о себе и поделиться своим опытом. Особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения, его саморазвитию, а также развитию профессионального и творческого потенциалов.

Программа повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов должна включать:

* диагностико - развивающую работу с педагогами психолога;

* методическую и информационную поддержку учителей;

* организацию обмена опытом работы;

* организацию и помощь в самообразовании.

Хотелось бы остановиться именно на организации обмена опытом работы.

В.А. Сухомлинский указывал, что «...сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… В своей основе педагогический труд стоит близко к научному исследованию. Эта близость, родство заключается, прежде всего, в анализе фактов и необходимости предвидеть. Учитель, умеющий проникать мысленно в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи».

Именно поэтому, мы можем констатировать актуальность озвученной темы. Ведь именно написание статьи поможет проанализировать свою работу, структурировать имеющийся опыт и поделиться им со своими коллегами. Кроме того, при написании статей и другой научно-исследовательской деятельности приходится углубленно изучать материалы по определенной теме, что способствует повышению профессионального уровня педагога.

Краткий план работы над статьей

1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати.

2. Составьте подробный план построения статьи.

3. Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, патенты и др.) и проанализируйте ее.

4. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.

5. Поработайте над названием статьи.

6. В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.

7. Составьте список литературы.

8. Сделайте выводы.

9. Напишите аннотацию (если необходимо).

10. Проведите авторское редактирование.

11. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.

Принципы ясного изложения статьи

1. Всегда используйте минимальный набор средств (понятий, обозначений, пояснений), достаточный, чтобы Вас поняли. Этот принцип продумывания изложения относится как к статье в целом, так и к любым её частям, вплоть до отдельных предложений. Старайтесь дойти до раскрытия основной мысли кратчайшим путём.

2. Фразы должны быть короткими. В каждой фразе должна быть ровно одна мысль. В русской фразе (кстати, как и в английской) самое важное слово, значимость которого хочется подчеркнуть особо, ставится последним.

3. Формальное изложение (гипотезы, определения, леммы, теоремы, следствия, замечания) должно перемежаться неформальными пояснениями, интерпретациями, замечаниями, примерами, апеллирующими к интуиции и здравому смыслу. Однако оформляться это должно так, чтобы читатель сразу понял: «вот тут закончились доказательства и начались интерпретации».

4. Изложение основной части должно быть структурировано, то есть разбито на блоки (параграфы, разделы). Каждый блок должен решать более-менее обособленную задачу. В начале блока должно быть объявлено, зачем она решается, и почему она решается именно так. Чтобы ответить на вопрос «зачем», надо вспомнить общую цель всего исследования. Чтобы ответить на вопрос «почему так», надо сделать обзор литературы. Каждый раздел, независимо от уровня и объема, строится по одному и тому же сценарию. В начале неформально объясняется постановка задачи и её роль во всем исследовании (или в объемлющем разделе). В заключении неформально объясняется, что получилось, и как это интерпретировать. Если в следующих разделах полученный результат будет улучшен, об этом стоит упомянуть. Средняя часть может быть целиком формальной.

5. Важный принцип: изложение в целом должно быть понятным, если средние части во всех разделах целиком опустить.

6. Каждая следующая фраза должна логично вытекать непосредственно из предыдущей (или нескольких предыдущих Следить за линейной логикой изложения на порядок менее утомительно, чем за перескоками с темы на тему. Резкая смена темы должна оформляться в явном виде как новый параграф, раздел, подраздел. Любой термин или обозначение должны быть введены до первого использования, даже если они общеупотребительны. Это вроде бы очевидно, но по неопытности трудно уследить за каждой закорючкой, особенно, когда текст многократно переделывается.

7. Самое сложное – точность передачи мысли. От автора требуется хорошее владение как техническим, так и литературным языком. От автора также требуется изрядная изобретательность. Автор имеет полную свободу выбора — какие понятия и определения ввести, чтобы дальнейшее изложение было максимально удобным и понятным. В то же время, избегайте вводить новые термины, если в литературе известны их аналоги. Делайте это лишь в крайнем случае, не плодите термины без необходимости. Старайтесь не употреблять слишком абстрактных глаголов является, имеется, позволяет, поддерживает, применяется, и т.п. Это легкомысленная расточительность такого ценного ресурса, как глаголы. Ведь в каждой фразе глагол только один.

8. В конце работы над статьёй запланируйте посвятить целый день многократному внимательному прочтению своего труда.

 

В заключение хотелось бы привести слова В. Д. Шадрикова:

«Оценка уровня квалификации педагогических работников… — это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога».

Просмотров: 1341