Детство - это игра, игра - это детство!

Опубликовано: 07.06.2016

   Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в социальный мир, установление разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Для того чтобы воспитать человека, надо воспитывать его, имея в виду вполне современного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить. Первое условие разумного воспитания – чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так негативно на юную душу, как холодность и безразличие взрослого.

Своим главным подходом в работе с детьми дошкольного возраста считаю индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Проблем с дисциплиной становится меньше, а приобретенных знаний и навыков больше. При индивидуальном подходе к каждому ребенку я придумываю такие виды деятельности, которые представляют собой некий вызов, позволяющий каждому ребенку добиться успеха. Учитываю их настроение и самочувствие. Планируя различные виды деятельности, я внимательно наблюдаю за детьми, могу при необходимости заменить или адаптировать материалы и задания. Если провожу групповую работу, то только в малых подгруппах, чтобы повысить уровень индивидуализации. Поэтому, когда в начале года составляется расписание занятий, обязательно учитываются потребности каждого ребенка, как в активной деятельности, так и в отдыхе. В своей работе стараюсь выступать в роли помощника детей. Выбирая методы и приемы обучения, я всегда ориентируюсь на возраст и степень подготовленности детей. На каждом занятии использую сочетание методов и приемов в зависимости от ситуации и общей нагрузки на детей. Осуществляю обучение детей в повседневной жизни: в течение дня обогащаю их знания, формирую разнообразные умения и навыки: культурно-гигиенические навыки, культуру поведения, разговорной речи, счета, двигательной активности. Поддерживаю естественный интерес малышей к предметному миру и деятельности взрослых.

Игра и развитие идут рука об руку. Может ли ребёнок прожить без игры? Естественно нет, ведь игра- основная форма познания им жизни. В игре ребёнок изображает окружающую его жизнь в возможной полноте и разнообразии. Его наблюдения и впечатления цельны и оригинальны, это отражается и в игре. Игра-зеркало душевных переживаний маленького человека. Всё любопытное, что

встречается ему в жизни, он воплощает в игре, создавая свой особый мир, где реальная правда соединена с вымыслом.

Игра помогает детям решать многие психологические проблемы, возникающие в детском коллективе или между детьми и родителями. Она снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, закомплексованность, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого - в основном на обучающих занятиях - и самостоятельную свободную деятельность детей. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры. У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь». Игра развивает ребёнка и делает его счастливым.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение соответствующим материалом, игрушками. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда ещё не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей.

….Ребёнок не символизирует в игре, но желает, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности. (Л.С.Выготский). Для чего человеку дано детство? Известно, что жизнь его коротка и ничего лишнего, ненужного в ней не может быть. Так почему же четверть нашей жизни занимает детство? Каков его смысл? Первый и самый простой ответ - биологическое созревание. Детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился эмоциями, переживаниями, представлениями. Ещё Ф. Шиллер заметил, что два рода деятельности поднимают ребёнка над сиюминутной реальностью в высшие сферы духовной жизни - игра и искусство.

Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях маленький ребёнок, сам того не

подозревая, решает главную задачу своей жизни - он определяет своё место, свой путь среди людей. И именно для её выполнения нужна игра.

Всякое недоразвитие ребёнка отражается прежде всего на игровой деятельности. С этой точки зрения игра является надёжным диагностическим средством психического развития детей. В игре развивается самосознание.

Некоторым взрослым кажется, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой передаче знаний. Только так он может научиться читать, писать, получить представление о космосе, животных, растениях. Но неоднократно было доказано, я и сама всегда вижу наглядно, что через игру ребёнок лучше усваивает материал. Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. Ролевую игру в дошкольном возрасте, невозможно заменить какой - либо другой деятельностью. Если ребёнок не играет, значит, у него не развивается социальная мотивация. Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Играя, ребёнок создаёт новые образы. Сердцем игры является роль. Занимая её , дети действуют и общаются, как взрослые. В игре отражается их стремление участвовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Без игры невозможно полноценное социальное развитие.

В последние годы особое внимание я всё больше уделяю развивающему значению сюжетно- ролевой игры. В первой младшей группе формируется условное игровое действие. Дети совместно с взрослыми разворачивают цепочки из двух-трёх действий с сюжетными игрушками, используя несколько предметов- заместителей и называя действия с ними. С помощью игрушки и речи обращаются к партнёру, вызывая ответное игровое действие.

Во второй младшей группе в центр игры выдвигается ролевое поведение, сразу ориентированное на партнёра. Для разворачивания игры применяются сюжеты с парными ролями, ролевой диалог. Действия с игрушками сводятся к минимуму.

В средней группе формирование направлено на гибкость и динамичность ролевого поведения, которое может изменяться в соответствии с разными ролями партнёров, на умение изменять свою роль в игре, должен иметь в виду всю систему ролей, относящихся к данному сюжету.

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада дети овладевают самым сложным способом построения игры совместным сюжетосложением. Игры должны быть максимально усложнены. Я очень часто применяю игры - придумывания, которые осуществляются в словесном плане. Сначала преобразую уже знакомые сюжеты, а потом придумываем с детьми новые. Ещё

большее внимание стараюсь уделять самостоятельным играм детей, напрямую не вмешиваясь в процесс игры, стимулирую детскую деятельность. Для этого я уважительно отношусь к играющим детям; поощряю самостоятельность детей; создаю эмоционально благоприятные условия для игры; готовлю игрушки и другой материал необходимый для игры; поощряю инициативность и творчество детей. Вообще, я считаю, что игра на протяжении всей жизни идёт с нами в ногу. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас:

- говорить с ребёнком на его языке;

- преодолевать чувство превосходства над ребёнком;

- оживлять в себе детские черты;

-открывать для себя давно забытый способ обучения подражание образцам, переживание.

Играя, мы можем научить детей:

-смотреть на себя со стороны глазами других людей;

-доверять друг другу;

-стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

Я единственный, кто может прожить мою жизнь.

Поэтому я не буду стремиться к тому,

Чтобы управлять жизнью ребёнка.

Я научился почти всему, что я знаю,

На собственном опыте. Поэтому я позволю детям

Приобретать собственный опыт.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль,

Разочарование и стрессы ребёнка исчезли.

Поэтому я буду стараться

Смягчить удар игрой.

Г. Л. Лендрет.

Автор статьи - воспитатель высшей категории

МКДОУ «Д/с№63» Анимукова А.А.

Просмотров: 699